цКЮБЮ 7.

щКЕЛЕМРШ СОПЮБКЕМХЪ Х ОНКЭГНБЮРЕКЭЯЙЮЪ ТНПЛЮ

щКЕЛЕМРШ СОПЮБКЕМХЪ

VBA НАКЮДЮЕР БЯРПНЕММШЛ МЮАНПНЛ ЩКЕЛЕМРНБ СОПЮБКЕМХЪ. хЯОНКЭГСЪ ЩРНР МЮАНП Х ПЕДЮЙРНП ТНПЛ МЕ РПСДМН ЯНГДЮРЭ КЧАНИ ОНКЭГНБЮРЕКЭЯЙХИ ХМРЕПТЕИЯ, ЙНРНПШИ АСДЕР СДНБКЕРБНПЪРЭ БЯЕЛ РПЕАНБЮМХЪЛ, ОПЕДЗЪБКЪЕЛШЛ Й ХМРЕПТЕИЯС Б ЯПЕДЕ Windows. б ДЮММНИ ЦКЮБЕ ДЮМ НАГНП БЯРПНЕММШУ ЩКЕЛЕМРНБ СОПЮБКЕМХЪ VBA. щКЕЛЕМРШ СОПЮБКЕМХЪ ЪБКЪЧРЯЪ НАЗЕЙРЮЛХ. оНЩРНЛС, ЙЮЙ КЧАШЕ НАЗЕЙРШ, НМХ НАКЮДЮЧР ЯБНИЯРБЮЛХ, ЛЕРНДЮЛХ Х ЯНАШРХЪЛХ. щКЕЛЕМРШ СОПЮБКЕМХЪ ЯНГДЮЧРЯЪ ОПХ ОНЛНЫХ ОЮМЕКХ ХМЯРПСЛЕМРНБ щКЕЛЕМРШ СОПЮБКЕМХЪ (Control Toolbox) (ПХЯ. 7.1). мЮ ЩРНИ ОЮМЕКХ ОПЕДЯРЮБКЕМШ ЙМНОЙХ, ОНГБНКЪЧЫХЕ ЙНМЯРПСХПНБЮРЭ ЩКЕЛЕМРШ СОПЮБКЕМХЪ, Ю РЮЙФЕ ЙМНОЙХ БШГНБЮ НЙМЮ ЯБНИЯРБ, ОЕПЕУНДЮ Б ПЕФХЛ ЙНМЯРПСЙРНПЮ Х ПЕДЮЙРНП ЙНДЮ.

пХЯ. 7.1. оЮМЕКЭ ХМЯРПСЛЕМРНБ щКЕЛЕМРШ СОПЮБКЕМХЪ

яНГДЮМХЕ ЩКЕЛЕМРНБ СОПЮБКЕМХЪ МЮ ПЮАНВЕЛ КХЯРЕ ХКХ Б ТНПЛЕ ЙЮЙ ОПЮБХКН ОПНХЯУНДХР МЮ МЮВЮКЭМНЛ ЩРЮОЕ ЙНМЯРПСХПНБЮМХЪ ОПХКНФЕМХЪ. хМНЦДЮ ХЯОНКЭГСЕРЯЪ ОПНЦПЮЛЛМНЕ ХУ ЯНГДЮМХЕ Б ОПНЖЕЯЯЕ ПЮАНРШ ОПХКНФЕМХЪ. мН ЩРНР ОНДУНД ОПХЛЕМЪЕРЯЪ ПЕФЕ.

аНКЭЬХМЯРБН ЩКЕЛЕМРНБ СОПЮБКЕМХЪ ЛНФМН ПЮЯОНКЮЦЮРЭ ЙЮЙ МЮ ПЮАНВЕЛ КХЯРЕ, РЮЙ Х Б ТНПЛЕ. мН ЯСЫЕЯРБСЧР РЮЙХЕ ЩКЕЛЕМРШ СОПЮБКЕМХЪ, ЙЮЙ RefEdit, мЮАНП ЯРПЮМХЖ Х мЮАНП БЙКЮДНЙ, ЙНРНПШЕ ЛНФМН ПЮЯОНКЮЦЮРЭ РНКЭЙН Б ТНПЛЕ. б РЮАК. 7.1 ОПХБЕДЕМ ЯОХЯНЙ НЯМНБМШУ ЩКЕЛЕМРНБ СОПЮБКЕМХЪ Х ЯННРБЕРЯРБСЧЫХУ ЙМНОНЙ ОЮМЕКХ ХМЯРПСЛЕМРНБ щКЕЛЕМРШ СОПЮБКЕМХЪ (Control Toolbox).

рЮАКХЖЮ 7.1. оЮМЕКЭ ХМЯРПСЛЕМРНБ щКЕЛЕМРШ СОПЮБКЕМХЪ

щКЕЛЕМР СОПЮБКЕМХЪ

хЛЪ

йМНОЙЮ ДКЪ ЯНГДЮМХЪ ЩКЕЛЕМРЮ

оНКЕ мЮДОХЯЭ

TextBox Label

йМНОЙЮ

CommandButton

яОХЯНЙ

ListBox

оНКЕ ЯН ЯОХЯЙНЛ

ComboBox

оНКНЯЮ ОПНЙПСРЙХ

ScrollBar

яВЕРВХЙ

SpinButton

оЕПЕЙКЧВЮРЕКЭ

OptionButton

тКЮФНЙ

CheckBox

бШЙКЧВЮРЕКЭ

ToggleButton

пЮЛЙЮ

Frame

пХЯСМНЙ

Image

RefEdit

RefEdit

мЮАНП ЯРПЮМХЖ

MultiPage

мЮАНП БЙКЮДНЙ

TabStrip

дКЪ ПЮГЛЕЫЕМХЪ ЩКЕЛЕМРЮ СОПЮБКЕМХЪ МЮ КХЯРЕ ХКХ Б ТНПЛЕ МЮФЛХРЕ ЯННРБЕРЯРБСЧЫСЧ ЙМНОЙС ОЮМЕКХ ХМЯРПСЛЕМРНБ щКЕЛЕМРШ СОПЮБКЕМХЪ (Control Toolbox) Х Я ОНЛНЫЭЧ ЛШЬХ ОЕПЕРЮЫХРЕ ПЮЛЙС ЩКЕЛЕМРЮ СОПЮБКЕМХЪ Б МСФМНЕ ЛЕЯРН. оНЯКЕ ЩРНЦН ЩКЕЛЕМР СОПЮБКЕМХЪ ЛНФМН ОЕПЕЛЕЫЮРЭ, ХГЛЕМЪРЭ ЕЦН ПЮГЛЕПШ, ЙНОХПНБЮРЭ Б АСТЕП НАЛЕМЮ Х БЯРЮБКЪРЭ ХГ АСТЕПЮ НАЛЕМЮ.

пЕФХЛ ЙНМЯРПСЙРНПЮ

дКЪ СДНАЯРБЮ ПЮАНРШ Я ЩКЕЛЕМРЮЛХ СОПЮБКЕМХЪ Б ОЕПХНД ХУ ЙНМЯРПСХПНБЮМХЪ Б Excel ББЕДЕМ ПЕФХЛ ЙНМЯРПСЙРНПЮ, ЙНРНПШИ ЮЙРХБХГХПСЕРЯЪ МЮФЮРХЕЛ ЙМНОЙХ

пЕФХЛ ЙНМЯРПСЙРНПЮ (Design Mode) ОЮМЕКХ ХМЯРПСЛЕМРНБ щКЕЛЕМРШ СОПЮБКЕМХЪ (Control Toolbox). б ПЕФХЛЕ ЙНМЯРПСЙРНПЮ НРЙКЧВЕМЮ ПЕЮЙЖХЪ ЩКЕЛЕМРЮ СОПЮБКЕМХЪ МЮ ЯНАШРХЪ. оНЩРНЛС ОПХ БЙКЧВЕММНЛ ПЕФХЛЕ ЙНМЯРПСЙРНПЮ ЛНФМН БХДНХГЛЕМЪРЭ ЩКЕЛЕМР СОПЮБКЕМХЪ Х ГЮДЮБЮРЭ ЕЦН ЯБНИЯРБЮ. мЮ ПХЯ. 7.2 ОНЙЮГЮМН ЯНГДЮМХЕ ЩКЕЛЕМРЮ СОПЮБКЕМХЪ CommandButton (ЙМНОЙЮ) МЮ ПЮАНВЕЛ КХЯРЕ. оНЯКЕ РНЦН ЙЮЙ ОНКЭГНБЮРЕКЭ ПЕЬХР, ВРН ЯНГДЮММШИ ЩКЕЛЕМР СОПЮБКЕМХЪ ХЛЕЕР РНР БХД, ЙНРНПШИ ЕЛС МСФЕМ, Х БЯЕ РПЕАСЕЛШЕ ЯБНИЯРБЮ ЩКЕЛЕМРЮ СОПЮБКЕМХЪ СЯРЮМНБКЕМШ, НМ ДНКФЕМ НРЙКЧВХРЭ ПЕФХЛ ЙНМЯРПСЙРНПЮ ОНБРНПМШЛ МЮФЮРХЕЛ ЙМНОЙХ пЕФХЛ ЙНМЯРПСЙРНПЮ (Design Mode).

пХЯ. 7.2. яНГДЮМХЕ ЩКЕЛЕМРЮ СОПЮБКЕМХЪ CommandButton МЮ ПЮАНВЕЛ КХЯРЕ Б ПЕФХЛЕ ЙНМЯРПСЙРНПЮ

сЯРЮМНБЙЮ ЯБНИЯРБ ЩКЕЛЕМРЮ СОПЮБКЕМХЪ

дКЪ СЯРЮМНБЙХ ЯБНИЯРБ ЩКЕЛЕМРЮ СОПЮБКЕМХЪ БПСВМСЧ ОПХ ЕЦН ЙНМЯРПСХПНБЮМХХ МЕНАУНДХЛН БШДЕКХРЭ ЩКЕЛЕМР СОПЮБКЕМХЪ Х МЮФЮРЭ ЙМНОЙС яБНИЯРБЮ (Properties) ОЮМЕКХ ХМЯРПСЛЕМРов Элементы управления (Control

ТоoolBох). На экране отобразится диалоговое окно Свойства (Properties) (рис. 7.3). Оно аналогично окну Свойства (Properties) редактора Visual Basic. Вручную при помощи этого окна обычно устанавливается свойство Caption, возвращающее отображаемый текст элемента управления. На рис. 7.3 значение свойства Caption элемента управление CommandButton изменено с установленного ПО умолчанию (CommandButtonl) на текст Нажми меня. Кроме

того, внесены изменения в параметры свойства Font, устанавливающее шрифт выводимого на поверхности кнопки текста, а именно, увеличен размер шрифта с 8 до 12, шрифт MS sans serif заменен на courier New и изменено начертание букв с обычного на полужирное. Также свойство shadow установлено равным True, вместо False, как это имеет место по умолчанию. Свойство shadow устанавливает, отображается ли элемент управления с тенью или без нее.

Рис. 7.3. Диалоговое окно Свойства и элемент управления CommandButton с измененными свойствами Caption, Font и Shadow

Редактор кода

После установки свойств элемента управления или формы переходят к написанию кода, связанного с ними. Особое место в этом коде занимают процедуры обработки событий. У каждого элемента управления есть целый набор событий, обрабатывающих те или иные действия. Приведем некоторые из них:

Click

Щелчок

DblClick

Двойной щелчок

GotFocus

Кнопка в фокусе

LostFocus

С кнопки снят фокус

Код обработки события записывается на листе модуля. Для активизации модуля в том месте, где надо ввести код по обработке события, связанного с выделенным элементом управления, или отредактировать уже написанный код достаточно нажать кнопку Исходный текст (View Code) панели инструментов Элементы управления (Control Toolbox).

Нажатие на кнопку Исходный текст (View Code) активизирует модуль с именем лист1, т. е. модуль, относящийся к рабочему листу, на котором создана кнопка (рис. 7.4). Вся рабочая книга, а также каждый рабочий лист, диаграмма или форма имеют связанные с ними модули кода. Кроме того, можно создать модули кода для макросов и модули класса.

Рис. 7.4. Модуль кода и окно Проект

В левой верхней части модуля кода находится раскрывающийся список с именами объектов, для которых в данном модуле создаются процедуры обработки событий. В этом списке также представлен раздел модуля Общая часть (General), где описываются переменные и константы уровня модуля.

В правой верхней части модуля кода находится раскрывающийся список с именами событий, связанных с данным объектом.

Составим процедуру обработки события click так, чтобы нажатие на кнопку отображало на экране диалоговое окно, уведомляющее пользователя о случившемся действии (нажатии кнопки) (рис. 7.5).

Private Sub CoimiandButtonl_Click ()

MsgBox "Ты нажал на меня"

End Sub

Рис. 7.5. Диалоговое окно, отображаемое на экране при нажатии кнопки Нажми меня

Пользовательская форма UserForm

Пользовательская форма UserForm предоставляет пользователю возможность создавать диалоговые окна разрабатываемых приложений. Она служит базой пользовательского диалогового окна, на которой в зависимости от решаемой задачи размещают требуемые элементы управления.

Семейство userForms является семейством, компоненты которого представляют все загруженные формы UserForm в приложении. Как и все семейства, UserForms имеет свойства count (возвращает число компонентов в семействе) и item (возвращает определенный компонент семейства), а также метод Add (добавляет к семейству новый компонент).

Приведем основные свойства, методы и события пользовательской формы. Наиболее часто используемые свойства объекта UserForm.

Name

Возвращает имя пользовательской формы

Caption

Возвращает текст, отображаемый в строке заголовка формы

BackColor

Возвращает цвет фона формы

BorderStyle

Устанавливает тип границы

Picture

Указывает рисунок, отображаемый как фон формы

Left И Top

Возвращают местоположение верхнего левого угла формы в пунктах

Height И Width

Возвращают высоту и ширину формы в пунктах

StartUpPosition

Возвращает значение, определяющее положение формы при ее первом отображении на экране.

Допустимые значения:

  • Manual (начальное значение не устанавливается),
  • CenterOwner (выравнивание по центру объекта, к которому принадлежит форма)
  • CenterScreen (выравнивание по центру экрана)
  • windows Default (положение верхнего левого угла экрана)

Наиболее часто используемые методы объекта UserForm.

Show

Отображает форму на экране

Hide

Закрывает форму

Move

Изменяет положение и размер формы

PrintForm

Печатает изображение формы

 

Семейство Controls

Доступ к семейству всех элементов управления, расположенных в пользовательской форме UserForm, осуществляется с помощью семейства controls. Например, чтобы скрыть все элементы управления формы UserForm, можно использовать код, в котором свойству visible элемента управления, определяющему, отображается ли этот элемент на экране или нет, устанавливается значение False:

For Each Элемент in UserForml.Controls

Элемент.Visible = False Next Control

Создание пользовательской формы

Обсудим процесс создания пользовательской формы на примере конструирования простейшего диалогового окна.

Шаг 1

Выберите команду Сервис, Макрос, Редактор Visual Basic (Tools, Macro, Visual Basic) для того, чтобы перейти в редактор Visual Basic.

Шаг 2

Выберите команду Вставить User Form (Insert UserForm). В редакторе Visual Basic появятся:

  • Окно с пользовательской формой
  • Панель инструментов Панель элементов (Toolbox) (рис. 7.6).

Рис. 7.6. Окно редактора Visual Basic с пользовательской формой и панелью элементов

ШагЗ

Используя диалоговое окно Свойства (Properties), отображаемое нажатием кнопки и Панель элементов (Toolbox), создайте из пользовательской формы диалоговое окно, показанное на рис. 7.7. Это окно состоит из трех кнопок и одного поля. Свойство Caption пользовательской формы определите равным Песнь о воробушке и бабочке, а кнопок ≈ равными Первый акт, Второй акт и Третий акт.

Шаг 4

Для того чтобы написать процедуру обработки события нажатия кнопки Первый акт, дважды щелкните ее. Активизируется модуль

UserForml, в который введите Процедуру:

Private Sub CommandButtonl Click ()

TextBoxl .Text = "Воробышек за бабочкой прыг -прыг -прыг"

End Sub

для Обработки событий Нажатий кнопок

Второй акт и Третий акт в модуле UserForml введите следующие две процедуры:

Private Sub CommandButton2 Click () TextBoxl .Text = "Воробышек за бабочкой скок-скок-скок"

End Sub

Private Sub CommandButton3 Click () TextBoxl . Text = "Воробышек бабочку ням-ням-ням"

End Sub


Шаг 5 Процесс создания диалогового окна и процедур, связанных с ним, завершен. Для того чтобы проверить, как работает созданная программа, нажмите кнопку Запуск подпрограммы/UserForm (Run). На экране на фоне рабочего листа отобразится диалоговое окно песнь о воробушке и бабочке. Для проверки функционирования кнопок нажмите, например, кнопку первый акт. В поле выведется сообщение Воробышек за бабочкой прыг-прыг-прыг (рис. 7.8). Для закрытия диалогового окна песнь о воробушке и бабочке нажмите системную кнопку, расположенную в верхней правой части строки заголовка диалогового окна.

 

Рис. 7.7. Редактор Visual Basic с преобразованной пользовательской формой для создаваемого приложения

Рис. 7.8. Диалоговое окно Песнь о воробушке и бабочке

Общие свойства элементов управления

Приведем основные общие свойства элементов управления.

Name

Имя элемента управления

Caption

Надпись, отображаемая при элементе управления

AutoSize

Допустимые значения: True (устанавливает режим автоматического изменения размеров элемента управления так, чтобы на нем полностью помещался текст, присвоенный свойству Caption) и False (в противном случае)

Visible

Допустимые значения: True (элемент управления отображается во время выполнения программы) и False (в противном случае)

Enabled

Допустимые значения: True (пользователь вручную может управлять элементом управления) и False (в противном случае)

Height И Width

Устанавливают геометрические размеры объекта (высоту и ширину)

Left И Top

Устанавливают координаты верхнего левого угла элемента управления, определяющие его местоположение в форме

ControlTipText

Устанавливает текст в окне всплывающей подсказки, связанной с элементом управления. В следующем примере элементу управления CommandButtonl назначен текст всплывающей подсказки Это кнопка :

CommandButtonl . ControlTipText = "Это кнопка"

BackColor, ForeColor и BorderColor

Устанавливают цвет заднего и переднего плана элемента управления, также его границы

BackStyle

Устанавливает тип заднего фона

BorderStyle

Устанавливает тип границы. Допустимые значения:

  • fmBorderStyieSingle (граница в виде контура)
  • fmBorderStyieNone (граница невидима)

SpecialEf feet

Устанавливает тип границы. Отличается от свойства BorderStyle тем, что позволяет установить несколько типов, но одного цвета. BorderStyle позволяет установить только один тип, но различных цветов

Picture (создание картинки)

Внедряет картинку на элемент управления. Например, на поверхности кнопки картинка отображается с помощью следующей инструкции:

CommandButtonl . Picture = LoadPicture ( "с : \my doc\Kpyr . bmp" )

Функция LoadPicture (ПолноеИмяФайла) считывает графическое изображение. Аргумент ПолноеИмяФайла указывает полное имя графического файла

Picture (удаление картинки)

После того как картинка создана на элементе управления, иногда возникает необходимость ее удалить. Это легко достигается присвоением свойству Picture значения LoadPicture ("")

Tag

Используется для хранения дополнительной информации о форме или элементе управления, которая может быть в последующем востребована в программе. В следующем примере в пользовательской форме расположены три кнопки и одно поле. Свойство Tag каждого из этих элементов управления, за исключением второй
кнопки , установлено равным Показать. свойство Tag второй кнопки установлено равным спрятать. В цикле проверяется свойство Tag всех элементов управления и при инициализации диалогового окна отображаются только те элементы управления, у которых это свойство равно Показать . Private Sub UserForm Initialize)) Dim Элемент As Object CommandButtonl .Tag = "Показать"

ControlTipText

Устанавливает текст в окне всплывающей подсказки, связанной с элементом управления. В следующем примере элементу управления CommandButton1 назначен текст всплывающей подсказки это кнопка :

CommandButton1 .ControlTipText = "Это кнопка"

BackColor, ForeColor и BorderColor

Устанавливают цвет заднего и переднего плана элемента управления, также его границы

BackStyle

Устанавливает тип заднего фона

BorderStyle

Устанавливает тип границы. Допустимые значения:

  • fmBorderStyleSingle (граница в виде контура)
  • fmBorderstyieNone (граница невидима)

SpecialEf feet

Устанавливает тип границы. Отличается, от свойства BorderStyle тем, что позволяет установить несколько типов, но одного цвета. BorderStyle позволяет установить только один тип, но различных цветов

Picture

(создание картинки)

Внедряет картинку на элемент управления. Например, на поверхности кнопки картинка отображается с помощью следующей инструкции:

CommandButtoni . Picture = LoadPicture ( "с : \my doc\Kpyr . bmp" ) Функция LoadPicture (ПолноеИмяФайла) считывает графическое изображение. Аргумент ПолноеИмяФайла указывает полное имя графического файла

Picture

(удаление картинки)

После того как картинка создана на элементе управления, иногда возникает необходимость ее удалить. Это легко достигается присвоением свойству picture значения LoadPicture ("")

Tag

Используется для хранения дополнительной информации о форме или элементе управления, которая может быть в последующем востребована в программе. В следующем примере в пользовательской форме расположены три кнопки и одно поле. Свойство Tag каждого из этих элементов управления, за исключением второй кнопки, установлено равным Показать. Свойство Tag второй кнопки установлено равным спрятать. В цикле проверяется свойство Tag всех элементов управления и при инициализации диалогового окна отображаются только те элементы управления, у которых это свойство равно Показать .

Private Sub UserForm Initialize ()

Dim Элемент As Object CommandButton1 . Tag = "Показать"

CommandButton2 .Tag = "Спрятать"

CommandButton3 .Tag = "Показать"

TextBoxl.Tag = "Показать"

For Each Элемент In Controls

If Элемент . Tag = "Показать" Then Элемент. Visible = True

Else Элемент .Visible = False

End If Next Элемент End Sub

Цвета, устанавливаемые свойствами BackColor, ForeColor и BorderColor, задаются шестнадцатеричными числами. Если эти свойства устанавливать не при помощи окна Свойства (Properties), а программно, вместо этих шестна-дцатеричных чисел удобнее использовать соответствующие постоянные, задающие цвета (табл. 7.2).

Таблица 7.2. Константы, задающие цвет

Константа

Значение

Цвет

vbBlack

0x0

Черный

vbRed

0xFF

Красный

vbGreen

0xFF00

Зеленый

vb Yellow

0xFFFF

Желтый

vbBlue

0xFF0000

Синий

vbMagenta

0xFF00FF

Розойый

vbCyan

0xFFFF00

Голубой

vbWhite

0xFFFFFF

Белый

 

Соглашения об именах

При создании формы или элемента управления, VBA устанавливает свойство объекта Name (т. е. его имя) по умолчанию. Например, для первой созданной кнопки свойство Name устанавливается равным CommandButtonl, для второй ≈ commandButton2 и т. д. При разработке приложений с одной формой имя объекта, устанавливаемое по умолчанию, обычно не вызывает никаких проблем и в этом случае имена объектов оставляют без изменения. Если приложение обладает сложной структурой и состоит из нескольких форм, будет трудно отличить первую кнопку CommandButtonl первой формы, от первой кнопки CommandButtonl второй формы. В этом случае полезно переименовать объекты так, чтобы они легче различались. Для переименования объектов и переменных в среде Windows существует соглашение об именах, называемое венгерской нотацией. Суть соглашения состоит в следующем: имя объекта начинается с короткого префикса, одинакового для объектов одного и того же рода. За префиксом следует собственно имя, отображающее суть объекта. В табл. 7.3 приведены префиксы и примеры имен управляющих элементов.

Таблица 7.3. Примеры префиксов и имен

Управляющий элемент

Префикс

Пример имени

TextBox

txt

txtAcount

Label

lbl

IblInform

CoiranandButton

cmd

cmdOK

ListBox

1st

lstNames

ComboBox

cbo

cboFirms

ScrollBar

scr

scrDown

SpinButton

OptionButton

CheckBox

spn

opt

chk

spnUp

optChoice

chkSex

ToggleButton

Frame

Tgl

fra

TglSwitch

fraStatus

Image

RefEdit

img

ref

imgBall

ref Fun

MultiPage

TabStrip

UserForm

mlt

tab

frra

mltPages

tabTwoTabs

f rmGame

 

Общие методы и события элементов управления

Перечислим основные общие методы элементов управления.

Add


Позволяет добавить элемент управления во время выполнения программы

Move

Перемещает элемент управления

Zorder

Помешает объект до или после всех пересекающихся с ним объектов

SetFocus

Устанавливает фокус на вызвавшем этот метод элементе управления. Часто применяется в программах обработки ошибок

Перечислим наиболее часто употребляемые общие события элементов управления.

Click

Происходит, когда пользователь выбирает элемент управления с помощью одинарного щелчка кнопкой мыши

DblClick

Происходит, когда пользователь выбирает элемент управления с помощью двойного щелчка кнопкой мыши

KeyPress

Происходит, когда пользователь нажимает любую клавишу на клавиатуре, кроме функциональных и клавиш управления курсором

Change

Происходит при изменении значения элемента управления

GotFocus И LostFocus

Происходит, когда элемент управления получает или теряет фокус

Error

Используется при уведомлении об ошибке

Рассмотрим синтаксис процедур обработки событий, генерируемых нажатием кнопки мыши и перемещением указателя мыши и связанных с элементами управления (табл. 7.4).

Таблица 7.4. События, связанные с нажатием кнопки мыши

и перемещением мыши

Событие

Событие происходит

MouseDown

При нажатии кнопки мыши

MouseUp

При отпускании кнопки мыши

MouseMove

При перемещении указателя мыши

Синтаксис:

Private Sub object_MouseDown( ByVal Button As fmButton,

ByVal Shift As fmShiftState, ByVal X As Single, ByVal Y As Single)

Private Sub object_MouseUp( ByVal Button As fmButton,

ByVal Shift As fmShiftState, ByVal X As Single, ByVal Y As Single)

Private Sub object_MouseMove( ByVal Button As fmButton,

ByVal Shift As fmShiftState, ByVal X As Single, ByVal Y As Single)

Аргументы:

Button

Возвращает код (значение) нажатой кнопки мыши. Допустимые значения:

  • fmButtonLeft или 1 (левая)
  • fmButtonRight или 2 (правая)
  • fmButtonMiddle или 4 (средняя)

Shift

Возвращает код (значение) нажатой на клавиатуре клавиши. Допустимые значения:

  • fmShiftMask или 1 (<Shift>)
  • fmCtrlMask или 2 (<Ctrl>)
  • fmAltMask или 4 (<Alt>)

X И Y

Возвращает значение расстояния от левого или от верхнего края формы, рамки или страницы. При событии MouseMove этим расстоянием считается путь в направлении от левого верхнего угла элемента управления по горизонтали или вертикали

Рассмотрим синтаксис процедур обработки событий при операциях drag-and-drop, связанных с элементами управления (табл. 7.5).

Таблица 7.5. События, связанные с перемещением элемента управления

Событие

Событие происходит

BeforeDragOver

BeforeDropOr Paste

Пока совершается операция drag-and-drop

Перед завершением операции drag-and-drop

Синтаксис:

Private Sub object_BeforeDragOver( ByVal Cancel As MSForms.ReturnBoolean, ByVal Data As

DataObject, ByVal X As Single,

ByVal Y As Single,

ByVal DragState As fmDragState,

ByVal Effect As MSForms.ReturnEffect,

ByVal Shift As fmShiftState)

Private Sub

object_BeforeDropOrPaste( ByVal Cancel As MSForms.ReturnBoolean,

ByVal Action As fmAction,

ByVal Data As DataObject,

ByVal X As Single,

ByVal Y As Single,

ByVal Effect As MSForms.ReturnEffeet,

ByVal Shift As fmShiftState)

Аргументы:

Cancel

Допустимые значения: False (по умолчанию, элемент управления обрабатывает событие) и True (приложение обрабатывает событие)

Data

Данные, перемещаемые во время операции drag-and-drop. Эти данные размещаются в объекте DataObject. Объект DataObject ≈ это своеобразный аналог буфера обмена, в отличии от которого в нем допускается хранить только текстовую информацию

X и Y

Расстояние от левого верхнего угла элемента управления по горизонтали и вертикали

DragState

Устанавливает позицию указателя мыши относительно целевого объекта. Допустимые значения:

  • fmDragStateEnter или о (указатель мыши внутри целевого элемента управления)
  • fmDragStateLeave или 1 (указатель мыши вне целевого элемента управления)
  • fmDragStateOver или 2 (указатель мыши в новой позиции, но остается внутри элемента управления)

Effect

Устанавливает операцию, производимую над объектом. Допустимые значения:

  • fmDropEffectNone или о (не копировать и не перемещать объект)
  • fmDropEf fectcopy или 1 (копировать» объект)
  • fmDropEf fectMove или 2 (перемещать объект)
  • fmDropEf fectCopyOrMove или з (копировать или перемещать объект)

Shift

Возвращает код (значение) нажатой на клавиатуре клавиши. Допустимые значения:

  • fmShiftMask или 1 (<Shift>)
  • fmCtrlMask или 2 (<Ctrl>)
  • fmAltMask или 4 (<Alt>)

 

Объект DataObject

Объект DataObject предназначен для передачи текстовой информации при выполнении операций drag-and-drop между элементами управления. По своему действию объект DataObject в основном аналогичен буферу обмена, но в отличие от него он может хранить только текстовую информацию, которая исчезает при закрытии приложения. Рассмотрим методы объекта DataObject.

GetText

Возвращает текстовую строку из объекта Dataobject.

Синтаксис:

String = object. GetText

SetText

Копирует текстовую строку в объект Dataobject.

Синтаксис:

SetText (StoreData)

  • StoreData ≈ определяет данные, копируемые в объект DataObject


StartDrag

Инициирует операцию drag-and-drop для объекта DataObject.

Синтаксис:

ЦелаяПеременная = Object . StartDrag

  • ЦелаяПеременная ≈ возвращает тип операции drag-and-drop (с копированием или перемещением)

GetText

Возвращает текстовую строку из объекта Dataobject.

Синтаксис:

СтроковаяП╦ременная = object . GetText

  • СтроковаяП╦ременная ≈ переменная, которой присваивается текстовая строка, хранящаяся в Объекте DataObject

PutlnClipboard

Переносит данные из объекта DataObject в буфер обмена

GetFromClipboard

Переносит данные из буфера обмена в объект DataObject

Перейдем теперь к обсуждению каждого из элементов управления по отдельности.

Поле

Элемент управления TextBox (поле) создается с помощью кнопки Поле (TextBox) панели элементов управления (рис. 7.9). В основном TextBox используется для ввода текста, который в последующем используется в программе, или для вывода результатов расчетов программы. Текст, введенный в поле, обычно в программе преобразуется либо в числа, либо в формулы.

Рис. 7.9. Поле в форме

Основные свойства элемента управления TextBox перечислены ниже.

Text

Возвращает текст, содержащийся в поле

Visible

Допустимые значения: True (поле отображается во время выполнения программы) и False (в противном случае)

Enabled

Допустимые значения: True (пользователь непоредственно может вносить изменения в содержание поля) и False (в противном случае)

Multiline

Допустимые значения: True (устанавливается много-строчный режим ввода текста в поле) и False (однострочный режим)

Wordwrap

Допустимые значения: True (устанавливается режим автоматического переноса) и False (в противном случае)

AutoSize-

Допустимые значения: True (устанавливается режим автоматического изменения размера поля так, чтобы весь вводимый текст помещался в нем) и False (устанавливается фиксированный размер поля)

ScrollBars

Устанавливает режим отображения в поле полос прокрутки. Допустимые значения:

  • fmScrollBarsNone (не выводить полос прокрутки)
  • fmScrollBarsHorizontal (выводить горизонтальную полосу прокрутки)
  • fmScrollBarsVertical (выводить вертикальную полосу прокрутки)
  • fmScrollBarsBoth (выводить горизонтальную и вертикальную полосы прокрутки)

SelLenght, SelStart и SelText

Эти свойства характеризуют выделенный в поле фрагмент текста (длина, начало и сам фрагмент текста соответственно)

MaxLength

Устанавливает максимальное допустимое количество вводимых в поле символов. Если это свойство равно 0, то нет ограничений на вводимое количество символов.

PasswordChar

Устанавливает символ, отображаемый при вводе пароля. Если это свойство определено, то вместо вводимых символов в поле будет отображаться установленный символ

 

Надпись

Элемент управления Label (надпись) создается с помощью кнопки Надпись (Label) панели элементов управления (рис. 7.10). В основном Label используется для отображения надписей, например заголовков, не имеющих свойства Caption. Надпись не может быть изменена пользователем, но код программы во время ее выполнения может управлять текстом надписи.

Рис. 7.10. Надпись в форме

Основные свойства элемента управления Label перечислены ниже.

Caption

Возвращает текст, отображаемый в надписи

Visible

Допустимые значения: True (поле отображается во время выполнения программы) и False (в противном случае)

Multiline

Допустимые значения: True (устанавливается многострочный режим ввода текста в поле) и False (однострочный режим)

AutoSize

Допустимые значения: True (устанавливается режим автоматического изменения размера поля так, чтобы весь вводимый текст помещался в нем) и False (устанавливается фиксированный размер поля)

Wordwrap

Допустимые значения: True (устанавливается режим автоматического переноса) и False (в противном случае)

 

Кнопка

Элемент управления СommandButton (кнопка) создается с помощью кнопки Кнопка (CommandButton) (рис. 7.11). Элемент управления CommandButton в основном используется для инициирования выполнения некоторых действий, вызываемых нажатием кнопки, например запуск программы или остановка ее выполнения, печать результатов и т. д.

Рис. 7.11. Кнопка в форме

Приведем наиболее часто используемые свойства элемента управления CommandButton.

Caption

Возвращает текст, отображаемый на кнопке

Cancel

Допустимые значения: True (устанавливаются отменяющие функции для кнопки, т. е. нажатие клавиши <Esc> приводит к тем же результатам, что и нажатие кнопки) и False (в противном случае)

Visible

Допустимые значения: True (кнопка отображается во время выполнения программы) и False (в противном случае)

Enabled

Допустимые значения: True (запрещено нажатие кнопки пользователем) и False (в противном случае)

Accelerator

Назначает клавишу, при нажатии на которую одновременно с клавишей <Alt> происходит запуск действий, связанных с кнопкой. Например,

CommandButtonl .Accelerator = "С"

Picture

Внедряет на поверхность кнопки картинку. Например,

CommandButtonl . Picture = LoadPicture ("с: \my doc\Kpyг.bmp") Функция LoadPicture (ПолноеИмяФайла) Считывает графическое изображение. Аргумент ПолноеИмяФайла указывает полное имя графического файла

Default

Задает кнопку по умолчанию, т. е. устанавливает ту кнопку, для которой действия, связанные с ней, будут выполняться при нажатии клавиши <Enter>

 

Список

Элемент управления ListBox (список) создается с помощью кнопки Список (ListBox) (рис. 7.12). Элемент управления ListBox применяется для хранения списка значений. Из списка пользователь может выбрать одно или несколько значений, которые в последующем будут использоваться в тексте программы.

Рис. 7.12. Список в форме

Приведем наиболее часто используемые свойства элемента управления ListBox.

Listlndex

Возвращает номер текущего элемента списка. Нумерация элементов списка начинается с нуля

ListCount

Возвращает число элементов списка

Toplndex

Возвращает элемент списка с наибольшим номером

ColumnCount

Устанавливает число столбцов в списке

TextColumn

Устанавливает столбец в списке, элемент которого возвращается свойством Text

Enabled

Допустимые значения: True (запрещен выбор значения из списка пользователем) и False (в противном случае)

Text

Возвращает выбранный в списке элемент

List

Возвращает элемент списка, стоящий на пересечении указанных строки и столбца. Синтаксис:

List (row, column)

RowSource

Устанавливает диапазон, содержащий элементы списка

Control Source

Устанавливает диапазон (ячейку), куда возвращается выбранный элемент из списка

MultiSelect

Устанавливает способ выбора элементов списка. Допустимые значения: П fmMultiSelectsingle (выбор только одного элемен-та) П fmMuitiSeiectMuiti (разрешен выбор нескольких элементов посредством либо щелчка, либо нажатием клавиши <Пробел>), П fmMultiSeiectExtended (разрешено использование клавиши <Shift> при выборе ряда последовательных элементов списка)

Selected

Допустимые значения: True (если элемент списка выбран) и False (в противном случае). Используется для определения выделенного текста, когда свойство MultiSelect имеет значение fmMuitiSeiectMuiti или fmMultiSeiectExtended

ColumnWidths

Устанавливает ширину столбцов списка."

Синтаксис:

ColumnWidths = String

  • string ≈ строка, устанавливающая ширину столбцов В следующем примере устанавливается ширина каждого из трех столбцов списка:
    With ListBoxl . ColumnCount = 3 .ColumnWidths = "20;30;30"
    End With

ColumnHeads

Допустимые значения: True (выводятся заголовки столбцов раскрывающегося списка) и False (в противном случае)

ListStyle

Допустимые значения:

  • fmListstylePlain (выбранный элемент из списка выделяется цветом)
  • fmListstyieOption (перед каждым элементом в списке располагается флажок и выбор элемента из списка соответствует установке этого флажка)

MatchEntry

Выводит первый подходящий элемент из списка при наборе его имени на клавиатуре. Допустимые значения:

  • fmMatchEntryNone (режим вывода подходящего элемента в списке отключен)
  • fmMatchEntryFirstLetter (вводит подходящий элемент по набранной первой букве. В этом случае, предпочтительно, чтобы элементы списка были бы упорядочены в алфавитном порядке)
  • fmMatchEntryComplete (вводит подходящий элемент по полному набранному имени)


BoundColumn

Устанавливает тип, возвращаемый свойством value. А именно,

  • если свойство BoundColumn равно 0, то свойство value возвращает индекс выбранной строки, т. е. в этом случае оно действует как свойство ListIndex.
  • Если свойство BoundColumn принимает значение из диапазона от 1 до количества столбцов в списке, то свойство value возвращает элемент из выбранной строки, с.тоящий в столбце, определенном свойством

    BoundColumn


Приведем наиболее часто используемые методы элемента управления ListBox

Clear

Удаляет все элементы из списка

Remove Itern

Удаляет из списка элемент с указанным номером.

Синтаксис:

Removeltem (index)

  • index ≈ номер удаляемого из списка элемента

Add I tern

Добавляет элемент в список.

Синтаксис:

Addltem ,( [ item [, varIndex) ] )

  • Iitem ≈ элемент (строковое выражение), добавляемый в список
  • Varlndex ≈ номер добавляемого элемента

 

Заполнение списка

Заполнить список можно одним из следующих способов.

Поэлементно, если список состоит из одной колонки (рис. 7.13)

With ListBoxl

.Addltem "Июнь"

.Addltem "Июль"

.Addltem "Август"

.Listlndex = 0

End With

 

Рис. 7.13. Список с одной колонкой элементов

Массивом, если список состоит из одной колонки

With ListBox1

.List = Array ( "Июнь", "Июль", "Август")

.Listlndex = 1

End With

Из диапазона A1 : в4 , в который предварительно введены элементы списка. Результат выбора (индекс выбранной строки) выводится в ячейку С1.

With ListBoxl

.ColumnCount =2

.RowSource = "A1:B4"

.ControlSource = "Cl"

.BoundColumn = 0

End With

Поэлементно, если список состоит из нескольких колонок, например двух

With ListBoxl

.ColumnCount = 2

.Addltem "Июнь"

.List(0,1} = "Сессия"

.Addltem "Июль"

.List(l,1) = "Каникулы"

.Addltem "Август"

.List (2, 1) = "Каникулы"

End With

Массивом, если список состоит из нескольких колонок, например двух

Dim A (2, 1) As String

A{0, 0) = "Июнь"

A(0, 1) = "Сессия"

A(l, 0) = "Июль"

А(1, 1) = "Каникулы"

А (2, 0) = "Август"

А (2, 1) = "Каникулы"

With ListBoxl

.ColumnCount = 2

.List = A

End With

 

Выбор нескольких элементов из списка

Свойство MuitiSelect позволяет устанавливать режим, при котором допустим выбор нескольких элементов из списка. Свойство selected предоставляет возможность проверить, выбран ли элемент с указанным индексом. На рис. 7.14 показан выбор нескольких элементов из списка. Приведем пример использования этих свойств при вычислении среднего значения выбранных в списке элементов.

Рис. 7.14. Выбор нескольких элементов из списка

With ListBox1

.List = Array(1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)

.Listlndex = 0

.MuitiSeiect = fmMultiSelectMulti

Среднее = 0

n = 0

For i = 0 To .ListCount - 1

If .Selected(i) = True Then

n = n + 1

Среднее = Среднее + .List(i)

End IF

Next i

End With

Среднее = Среднее / n

Поле со списком

Элемент управления СотbоВох (поле со списком) создается с помощью кнопки Поле со списком (СотЬоВох) (рис. 7.15). Элемент управления СотЬоВох применяется для хранения списка значений. Он сочетает в себе функциональные возможности списка ListBox и поля TextBox. В отличииее от ListBox, в элементе управления СотЬоВох отображается только один элемент списка. Кроме того, у него отсутствует режим выделения нескольких элементов списка, но он позволяет вводить значение, используя поле ввода, как это делает элемент управления TextBox.

Свойства Объекта СотЬоВох, такие как Listlndex, ListCount, Enabled, List и методы clear, Removeitem и Additem аналогичны соответствующим свойствам и методам списка ListBox. Кроме того, у него есть ряд уникальных свойств.

Рис. 7.15. Поле со списком в форме

Приведем наиболее употребляемые из уникальных свойств элемента управления СотЬоВох.

DropButtonStyle

Устанавливает вид раскрывающегося списка. Допустимые значения:

  • fmDropButtonStylePlain (кнопка без символов)
  • FmDropButtonStyleArrowDisplays (кнопка со стрелкой)
  • FmDropButtonStyleEllipsis (кнопка с эллипсом)
  • FmDropButtonStyleReduce (кнопка С линией)

ListRows

Устанавливает число элементов, отображаемых в раскрывающемся списке

MatchRequired

Допустимые значения: True (в поле ввода раскрывающегося списка нельзя ввести значения, отличные от перечисленных в списке, т. е. в поле со спискам отключается функция поля ввода) и False (в противном случае)

MatchFound


Допустимые значения: True (среди элементов раскрывающегося списка имеется элемент, совпадающий с вводимым в поле ввода раскрывающегося списка) и False (в противном случае)

 

Полоса прокрутки и счетчик

Элемент управления scrollBar (полоса прокрутки) создается с помощью кнопки Полоса прокрутки (ScrollBar) (рис. 7.16).

Рис. 7.16. Полоса прокрутки и счетчик в форме

Приведем наиболее часто используемые свойства элемента управления ScrollBar.

Value

Возвращает текущее значение полосы прокрутки (только целые неотрицательные числа)

Min

Минимальное значение полосы прокрутки (только целые неотрицательные числа)

Max

Максимальное значение полосы прокрутки (только целые неотрицательные числа)

SmallChange

Устанавливает шаг изменения значения при щелчке ! по одной из стрелок полосы прокрутки

Enabled

Допустимые значения: True (пользователь может изменить значение полосы прокрутки) и False (в про- ; тивном случае)

Visible

Допустимые значения: True (полоса прокрутки отображается во время выполнения программы) и False ; (в противном случае)

Элемент управления SpinButton (счетчик) создается с помощью кнопки Счетчик (SpinButton) (рис. 7.16). Элемент управления SpinButton по своим функциональным возможностям аналогичен полосе прокрутки. Если не быть чрезмерным буквоедом, то можно сказать, что счетчик ≈ это полоса прокрутки без ползунка. Счетчик имеет те же свойства value, Min, мах, Enabled, Visible И SmallChange, что и полоса прокрутки.

Переключатель

Элемент управления ОptionButton (переключатель) создается с помощью кнопки Переключатель (OptionButton) (рис. 7.17). Он позволяет выбрать один из нескольких взаимоисключающих параметров или действий. Переключатели обычно отображаются группами, обеспечивая возможность выбора альтернативного варианта.

Рис. 7.17. Переключатель в форме

Приведем наиболее часто используемые свойства элемента управления OptionButton.

Value

Возвращает True, если переключатель выбран и False в противном случае

Enabled

Допустимые значения: True (пользователь может выбрать переключатель) и False, (в противном случае)

Visible

Допустимые значения: True (переключатель отображается во время выполнения программы) и False (в противном случае)

Capture

Надпись, отображаемая рядом с переключателем

Рассмотрим способ использования переключателей на примере классической игры "Орел и Решка". Выбирая один из двух переключателей, игрок загадывает один из вариантов: орел (Г для компьютера) или решка (0 для компьютера). Не зная о выборе игрока, компьютер синтезирует с раиной вероятностью либо 0, либо 1, что моделирует бросание монеты. Если игрок угадал правильную сторону монеты, подброшенную компьютером, то он выигрывает. В противном случае выигрывает компьютер. Компьютер информирует игрока о результате игры. На рис. 7.18 приведено диалоговое окно, отображаемое на экране в случае проигрыша игрока.

Рис. 7.18. Диалоговое окно, отображает на экране при проигрыше игрока

Для создания приложения, моделирующего игру "Орел и Решка", с помощью пользовательской формы userForm1 создадим диалоговое окно, показанное на рис. 7.19, а в модуле UserForm1 введем следующую процедуру, синтезирующую отклик на нажатие кнопки Бросание монеты.

Рис. 7.19. Диалоговое окно игры Орел-Решка

Private Sub CommandButtonl_Click ()

' Генерация с равной вероятностью либо 0 (решка), либо 1 (орел),

' т. е. моделирование бросания монеты '

Randomize

Монета = Int(2 * Rnd)

' Сравнение результата бросания монеты компьютером ' с ситуацией, если игрок загадал "Орел"

If OptionButtonl.Value = True Then

If Монета = 0 Then MsgBox "He везет. Займись-ка лучше изучением VBA"

If Монета = 1 Then MsgBox "Везунчик. Поздравляю, ты выиграл."

End If

'

' Сравнение результата бросания монеты компьютером

' с ситуацией, если игрок загадал "Решка"

'

If OptionButton2.Value = True Then

If Монета = 1 Then MsgBox "He везет. Займись-ка лучше изучением VBA"

If Монета = 0 Then MsgBox "Везунчик. Поздравляю, ты выиграл"

End If

End Sub

Рамка

Элемент управления Frame (рамка) создается с помощью кнопки Рамка (Frame) (рис. 7.20). Он используется для визуальной группировки элементов управления. Основным свойством рамки является Capture, отображающее надпись рамки.

Флажок и выключатель

Элемент управления checkBox (флажок) создается с помощью кнопки Флажок (Checkbox) (рис. 7.21). Этот элемент управления предоставляет пользователю возможность выбора. Флажок обычно имеет два состояния: установленное и сброшенное, но может настраиваться на выбор из трех альтернатив. Флажок имеет те же свойства value, Enabled, visible и Capture, что и переключатель. Кроме того, флажок обладает уникальным свойством Triplestate, позволяющим производить выбор из трех альтернатив. Свойство Triplestate может принимать два значения: False (выбор из двух альтернатив .True и False) и True (выбор из трех альтернатив True, False и Null).

Рис. 7.20. Рамка в форме

Рис. 7.21. Флажок и выключатель в форме

Элемент управления ToggieButton (выключатель) создается с помощью кнопки Выключатель (ToggieButton) (рис. 7.21). Этот элемент управления предоставляет пользователю те же возможности, что и флажок.

На рис. 7.22 дан пример, показывающий, как визуально отличаются друг от друга три допустимых состояния выключателя и флажка. Программно этот пример реализуется при помощи следующей процедуры.

Private Sub UserForm_Initialize()

' Выключатели

ToggleButtonl.Value = True

ToggleButton2.Value = False

ToggleButton3.TripleState = True

ToggleButton3.Value = Null

'

' Флажки

CheckBoxl.Value = True

CheckBox2.Value = False

CheckBox3.TripleState = True

CheckBox3.Value = Null

End Sub

Рис. 7.22. Три допустимых состояния выключателя и флажка

Рисунок

Элемент управления image (рисунок) создается с помощью кнопки Рисунок (Image). Он используется для отображения графических файлов в формате bmp, cur, gif, ico, jpg и wmf. Перечислим некоторые из его свойств, используемых для управления выводом изображения.

AutoSize

Допустимые значения: True (рисунок автоматически изменяет размер для того, чтобы отобразить изображение целиком) и False (в противном случае)

Picture

Задает отображаемый графический файл. Используется с функцией LoadPicture.

Синтаксис:

Picture = LoadPicture (ПолноеИмяФайла)

  • ПолноеИмяФайла ≈ полное имя отображаемого графического файла

Pictures izeMode

Устанавливает масштабирование рисунка. Допустимые значения:

  • fmpictureSizeModeClip (не помещающиеся в границах объекта части рисунка обрезаются)
  • fmPictureSizeModeStretch (рисунок масштабируется так, чтобы он занимал всю поверхность объекта)
  • fmPictureSizeModeZoom (рисунок масштабируется с сохранением относительных размеров так, чтобы он помещался целиком внутри объекта)

PictureAlignment

Устанавливает расположение рисунка внутри объекта. Допустимые значения:

  • fmPictureAlignmentTopLeft (в верхнем левом углу)
  • fmPictureAlignmentTopRight (в Верхнем Правом углу)
  • fmPictureAlignmentCenter (в центре)
  • fmPictureAlignmentBottomLeft (в нижнем левом углу)
  • fmPictureAlignmentBottomRight (в нижнем Правом углу)


PictureTiling

Допустимые значения: True (объект покрывается мозаикой из рисунка) и False (в противном случае)

Приведем пример размещения рисунка в объекте (рис. 7.24). Во всех четырех случаях рисунок выравнивается по верхнему левому краю объекта. В первом случае изображение пропорционально масштабируется так, чтобы целиком заполнить область объекта. Во втором случае масштабирование непропорциональное, в третьем рисунок размещается произвольно, в четвертом область объекта покрывается мозаикой из рисунков.

Private Sub UserForm_Initialize() With Imagel

.PictureAlignment = fmPictureAlignmentTopLeft

.PictureSizeMode = fmPictureSizeModeZoom

.Picture = LoadPicture("c:\Face.bmp")

End With

With Image 2

.PictureAlignment = fmPictureAlignmentTopLeft

.PictureSizeMode = fmPictureSizeModeStretch

.Picture = LoadPicture("c:\Face.bmp") End With '

With Image2

.PictureAlignment = fmPictureAlignmentTopLeft

.PictureSizeMode = fmPictureSizeModeStretch

.Picture = LoadPicture("c:\Face.bmp")

End With

With Image3

.PictureAlignment = fmPictureAlignmentTopLeft

.PictureSizeMode = fmPictureSizeModeClip

.Picture = LoadPicture("c:\Face.bmp")

End With

With Image4

.PictureAlignment = fmPictureAlignmentTopLeft

.PictureTiling = True

.Picture = LoadPicturet"c:\Face.bmp")

End With

End Sub

Рис. 7.23. Четыре примера размещения рисунка

Ссылки на ячейки и диапазоны

Элемент управления RefEdit (редактирование ссылок) создается с помощью кнопки RefEdit (рис. 7.24). Элемент управления RefEdit обычно используется для ввода ссылок на ячейки или диапазоны. Основным свойством элемента управления RefEdit является Text, возвращающее строку, введенную в поле ввода этого элемента управления.

Рис. 7.24. Элемент управления RefEdit в форме

Набор страниц

Элемент управления MultiPage (набор страниц) создается с помощью кнопки Набор страниц (MultiPage) (рис. 7.25). Этот элемент управления реализует многостраничные диалоговые окна. Заголовки страниц отображаются на вкладках. Переход от страницы к странице осуществляется выбором вкладки посредством щелчка кнопкой мыши.

Рис. 7.25. Набор страниц в форме

Создать, переименовать, удалить или переместить страницу элемента управления MultiPage можно вручную, выбрав ярлык соответствующего листа и вызвав щелчком правой кнопки мыши контекстное меню. Используя это контекстное меню, можно произвести одно из перечисленных действий.

Объект MultiPage содержит в себе семейство Pages, являющееся набором всех страниц, входящих в этот объект.

Перечислим свойства объекта MultiPage.

Value и

BoundValue

Возвращают номер активной страницы. Нумерация производится с нуля

MultiRow

Допустимые значения: True (если ярлыки не помещаются ; в одну строку, то они выводятся в несколько строк) и False (если ярлыки не помещаются в одну строку, то появляется полоса прокрутки, позволяющая переходить от страницы к странице)

Selectedltem

Возвращает выбранную страницу

Семейство Pages, содержащее все страницы, входящие в объект MultiPage, имеет единственное свойство count, возвращающее число элементов семейства. Кроме того, у семейства Pages имеются следующие методы.

Add

Создает новую страницу.

Синтаксис:

Set Object = object. Add ( [ Name [, Captitsn [, index]]])

  • Oobject ≈ семейство Pages
  • Name ≈ имя страницы
  • Caption ≈ текст, отображаемый на ярлыке страницы
  • Iindex ≈ номер страницы, нумерация страниц производится с 0

Clear

Удаляет все страницы из семейства Pages

Remove

Удаляет страницу из семейства Pages

Item

Возвращает страницу со специфицированным индексом.

Синтаксис:

Set Object = object . Item(collectionindex)

 

Набор вкладок

Элемент управления Tabstrip (набор вкладок) создается с помощью кнопки Набор вкладок (TabStrip) (рис. 7.26). Он позволяет создать несколько вкладок в диалоговом окне. Объект TabStrip содержит в себе семейство Tabs, представляющее собой набор всех вкладок. Объект Tabstrip и семейство таБз обладают теми же свойствами и методами, что и объект MuitiPage и семейство Pages .

Рис. 7.26. Набор страниц 6 форме

Дополнительные элементы управления

В VBA, кроме перечисленных стандартных элементов управления, имеется ряд дополнительных. Дополнительные элементы управления являются самостоятельными объектами, обладающие как общими для всех элементов управления свойствами и методами, так и присущими только им свойствами и методами. Для добавления дополнительных элементов управления на панель элементов необходимо:

  1. Выбрать команду Сервис, Дополнительные элементы (Tools, Additional Controls).
  2. В появившемся на экране окне Дополнительные элементы (Additional Controls) (рис. 7.27) в списке Доступные элементы (Available Controls) установить флажок напротив добавляемого элемента.
  3. Нажать кнопку ОК.

Удаление ненужного элемента управления из панели элементов почти аналогично добавлению, а именно, надо:

  1. Выбрать команду Сервис, Дополнительные элементы (Tools, Additional Controls).
  2. В появившемся на экране окне Дополнительные элементы (Additional Controls) (рис. 7.27) в списке Доступные элементы (Available Controls) снять флажок напротив удаляемого элемента.
  3. Нажать кнопку ОК.

Рис. 7.27. Диалоговое окно Дополнительные элементы

Среди дополнительных элементов управления очень полезным является элемент управления Calendar (календарь) (рис. 7.28). Этот объект представляет средство для организации удобного интерфейса по вводу дат. Элемент управления конструируется в форме с помощью кнопки Календарь (Calendar)

Рис. 7.28. Календарь в форме

Перечислим основные свойства элемента управления calendar.

Day

Возвращает выбранный день

DayFont , DayFontColor

Устанавливают шрифт и цвет шрифта для названий дней недели

DayLenght

Допустимые значения:

  • Длинный (Long) (отображаются полные названия дней)
  • Средний (Medium) (в русской версии ≈ отображаются две буквы из названий дней, в английской -три буквы)
  • Короткий (Short) (отображается только по первой букве из названия дня)

FirstDay

Первый день недели. Допустимые значения от воскресенье (Sunday) до суббота (Saturday)

Month

Возвращает выбранный месяц

MonthLenght

Допустимые значения: длинный ( Long ) (отображаются полные названия месяца) и короткий (short) (отображаются только первые три буквы из названия месяца)

ShowDays

Допустимые значения: True (отображаются названия дней недели) и False (в противном случае)

ShowDataselected

Допустимые значения: True (отображается выбранная дата в верхней части календаря) и False (в противном случае)

Value

Возвращает выбранную дату

Year

Возвращает выбранный год

Перечислим основные методы элемента управления calendar.

NextDay, NextWeek, NextMonth и NextYear

Устанавливает следующий день, неделю, месяц и год

PreviousDay, PreviousWeek, PreviousMonth и PreviousYear

Устанавливает предыдущий день, неделю, месяц и год

Today

Устанавливает текущую дату в календаре

В качестве примера использования календаря приведем следующую процедуру, которая считывает из календаря выбранную дату и вводит ее в ячейку рабочего листа:

Private Sub Calendarl_Click()

Cells (1, 1).Value = Calendar1.Value

End Sub

Последовательность выбора элементов управления

Последовательность перехода от одного элемента управления к другому определяет порядок, в соответствии с которым активизируются эти элементы управления при нажатии клавиши <Таb>. Для установки последовательности перехода в пользовательской форме необходимо:

  1. Находясь в редакторе Visual Basic выбрать команду Вид, Последовательность перехода (View, Tab Order).
  2. В появившемся диалоговом окне Последовательность перехода (Tab Order) с помощью клавиш Вниз (Move Down) и Вверх (Move Up) изменить порядок выделенного элемента управления в зависимости от потребности (рис. 7.29).

Рис. 7.29. Диалоговое окно

Последовательность перехода

Другим способом задания последовательности перехода является определение свойства TabIndex элемента управления. При этом надо помнить, что начальному элементу соответствует значение свойства Tabindex, равное 0, второму ≈ 1, третьему ≈ 2 и т. д.

Инициализация и отображение диалогового окна

Инициализировать и отобразить диалоговое окно на экране очень просто. Инициализация производится при помощи процедуры обработки события Initilize формы userForm. Отображение диалогового окна на экране осуществляется методом show. Инструкцию с методом show обычно помещают в процедуру, которая связана с командой пользовательского меню, кнопкой панели инструментов или элементом управления, как правило кнопкой диалогового окна.

Простой инициализации или обычного отображения диалогового окна часто бывает недостаточно, т. к. это приводит к появлению на экране функционально ненастроенного диалогового окна. Такое диалоговое окно можно сравнить с каркасом дома. В таком доме жить неприятно и в него совсем не хочется въезжать. Для того чтобы жить в доме было приятно и удобно, прежде чем в него вселяться, надо сделать много отделочных работ. Также и при инициализации диалогового окна необходимо предусмотреть огромное количество на первый взгляд мелочей, но без которых работать с диалоговым окном неудобно. В частности, при отображении диалогового окна на-экране необходимо установить значения полей, применяемые по умолчанию, задать функции кнопок, назначить им комбинации клавиш, связать с элементами управления всплывающие подсказки, вывести в списках первоначально выводимые элементы списщв, задать первоначальную установку флажков, переключателей, вывести в элементы управления формы требуемые рисунки и т. д.

Приведем пример процедуры инициализации диалогового окна (рис. 7.30), в котором рассчитываются размеры периодических выплат при постоянной процентной ставке.

Рис. 7.30. Диалоговое окно Периодических выплат

Private Sub UserForeinitialize ()

' Процедура инициализации и активизации диалогового окна

'

'

' Первоначальный выбор переключателя Гистограмма

'

OptionButtonl. Value = True

' Назначение клавише <Enter> функции кнопки Вычислить

With CommandButtonl

.Default = True

.ControlTipText = "Вычисление процентных ставок" & Chr(13) &

"составление отчета на рабочем листе" End With

CommandButton2.ControlTipText = "Кнопка отмены"

'

'

On Error GoTo СообщениеО With Imagel

'

' Установка такого же цвета границы элемента управления Рисунок,

' как и его фон

.BorderColor = .BackColor

'

'

' Загрузка рисунка, соответствующего переключателю Гистограмма '

.Picture = LoadPicture("VBA3_F1.BMP")

End With

'

UserForml.Show

Exit Sub

'

' В случае отсутствия файла с рисунком отображается сообщение

'

Сообщение0:

If Err.Number Then

MsgBox "Нет графического файла VBA3_F1.BMP." & Chr(13) &

"Работаем без картинки", vbCritical, "Выплаты"

End If

'

Resume Next

End Sub

Закрытие диалогового окна

В VBA диалоговые окна работают в режиме модального диалога. Это означает, что пользователь, прежде чем перейти к выполнению действий, не связанных с текущим активным диалоговым окном, должен его закрыть. Закрытие диалогового окна производится методом Hide. Следующая процедура является примером процедуры закрытия диалогового окна. Эта процедура активизируется при нажатии кнопки CommandButton2 диалогового окна UserForm1 и выполняет только одну инструкцию, осуществляющую закрытие этого диалогового окна.

Private Sub CommandButton2_Click() '

' Процедура закрытия диалогового окна '

UserForm1.Hide

End Sub

Закрыть диалоговое окно также, конечно, можно, нажав системную кнопку, расположенную в правом верхнем углу любого диалогового окна. Если при закрытии диалогового окна необходимо произвести какие-то действия, например считать информацию из окна в файл на диске и т. д., во избежание потери информации, действия, производимые программой при закрытии окна, разумно также продублировать в процедуре обработки события Terminate (закрытие) пользовательской формы.

Отображение встроенных диалоговых окон

VBA позволяет отображать программно на экране встроенные диалоговые окна в Excel наряду с пользовательскими диалоговыми окнами. Все встроенные диалоговые окна в Excel образуют семейство Dialogs, индекс которого специфицирует активизируемое диалоговое окно. Отображение встроенного диалогового окна на экране осуществляется методом show. Например, следующая процедура при нажатии кнопки активизирует диалоговое окно Открытие документа (Open) (рис. 7.31).

Private Sub CommandButtonl_Click()

Application.Dialogs(xlDialogOpen).Show

End Sub

Рис. 7.31. Диалоговое окно Открытие документа

В методе show можно указывать аргументы, управляющие выводом в диалоговом окне специфицированной информации.

XlDialogFindFile

Диалоговое окно Открытие документа (Open) при поиске файла

xlDialogPivotTableWizard

Диалоговое окно Мастер сводных таблиц (Pivot Table Wizard)

xlDialogSaveAs

Диалоговое окно Сохранить как (Save as)

xlDialogSaveWorkbook

Диалоговое окно Сохранить (Save)

xlDialogPrint

Диалоговое окно Печать (Print)